Типичный учитель

2

Сегодня в России День учителя. Профессиональный праздник отмечают около миллиона школьных преподавателей. «Йод» выяснил, какие особенности были у работы учителей за 230-летнюю историю развития системы общего образования.

Месяц назад мы уже рассказывали про эволюцию учебных предметов в школьной программе и её реформы. Напомним, что система общего образования появилась в Российской империи в конце XVIII века. Публичных училищ тогда было мало, равно как и учителей. Кадры готовились в столичной учительской семинарии, ставшей впоследствии педагогическим университетом. В начале XIX века учителя были универсалами. В училищах почти всем предметам мог учить один и тот же человек.

Жалование у преподавателей различалось в зависимости от звания, уровня учебного заведения и разряда губернии. Больше всех получали старшие учителя. По сравнению с другими школьными сотрудниками они уступали только инспекторам и директорам. Меньше всех получали учителя рисования. По проведённой в 1828 году реформе, жалование начали дифференцировать по видам губерний. В губерниях первого разряда, где цены на товары были выше, платили больше, чем в губерниях второго и третьего разряда. Но это не отражало разницу в покупательской способности: в бедных губерниях работники школ уровня могли купить на оклад больше продуктов, чем в богатых. Неплохим бонусом для них стала пенсия (её не платили приходским учителям). Особенностью реформы образования при Николае I стало возвращение права телесных наказаний учащихся.

Учителя были встроены в общую систему чинов. Чин давался после 4 лет службы, а их класс также был зависим от должности и учебного заведения. Например, чин учителя рисования в гимназии (седьмой) в 1828 году равнялся чину старшего учителя в уездном училище. Подготовка преподавателей в первой половине XIX века велась в университетах, а с 1859 года — на курсах при них. Лучшим студентам предлагалось занять должности в университетах, студентам со средней подготовкой — в гимназиях, а с низкой — в уездных училищах. Для начальных школ подготовку вели учительские семинарии. В приходских училищах платили меньше всего. Впрочем, и работали там тоже меньше, чем в городах — только осенью и весной.

Во время правления Александра II жалование стали получать не только в соответствии с занимаемой должностью, но и по количеству рабочих часов. Уровень зарплат в 1860-х и чины для учителей повысились. В гимназиях могли получать даже большее жалование, чем в университетах. Например, учитель истории, преподающий в гимназии, имел доход в 6-8 раз выше, чем рабочий. Для сравнения, в месяц он мог позволить себе купить почти 2000 килограммов гречки.

Заметное изменение произошло в 1871 году, когда директорские и учительские должности были намеренно объединены. Теперь руководителями школ зачастую назначались действующие преподаватели древних языков. Они окончательно стали самыми нелюбимыми учителями-предметниками. Большой нужды в знании греческого и латыни во второй половине XIX века уже не было, но для поддержания классической формы образования, эти языки повсеместно преподавали в гимназиях, что вызывало недовольство. Толстовская реформа 1870-х ввела знакомую для современных учителей систему разрядов. Тогда их было четыре, с разбросом размера жалованья в 2 раза. Не забывались и бонусы — за классное руководство, проведение контрольных работ, дополнительные уроки. Важной была возможность бесплатного пользования казенной квартирой или комнатой.

В портрете типичного учителя конца XIX века превалировали представители дворянских и чиновничьих семей, а также духовенства. Доля личных дворян и чиновников в педагогическом составе средних учебных заведений составляла четверть, а духовенства — треть. Почти 40% преподавателей-мужчин имели университетское образование, а 20% закончили духовные семинарии. В начальных школах же приблизительно треть учителей были крестьянского происхождения, и средний уровень образования был ниже, чем в гимназиях. Большинство учителей были молодыми — их возраст не превышал 30 лет. Существовала практика обязательной отработки выпускниками университетов: казенные средства, затраченные на их обучение, «отдавались» через работу в школах.

Наступление XX века положило начало количественному преобладанию женщин над мужчинами в российских школах. В 1900-х гендерные доли сравнялись, а затем учительниц стало больше, чем учителей. Среди учительниц многие имели педагогическое образование, которое было не в почёте у учителей. Мужчины уходили на более прибыльную работу, а их места занимали женщины, которым при этом платили меньше. В городах это происходило быстрее, затрагивая и домашнее обучение. Например, к началу века 80% домашних учителей Петербурга, которые тоже контролировались государством и имели ранги, были женщинами.

Согласно переписи 1897 года, в сфере среднего образования были заняты 170 тысяч человек, из них 38% женщин. Количество частных учителей ненамного уступало государственным. В дореволюционный период XX века число учителей выросло в 2,5-3,5 раза. Поднималось и жалование: их уровень дохода был в несколько раз выше, чем у рабочего (заслуженный учитель в городе мог получать за месяц даже больше, чем рабочий за год). К числу бедного населения их отнести было сложно. Накануне начала Первой мировой войны они могли купить на свою зарплату фактически больше еды, чем отечественные учителя образца 2015 года. Среди преподавателей разного уровня было нормой нанять прислугу. Народные учителя начальных школ, чьё жалование было сильно ниже, чем в гимназиях и реальных училищах, чувствовали себя хуже, но могли позволить себе тратить на питание около 40% ежемесячного дохода.

В период после февральской революции 1917 года управление школами стало более децентрализованным. Продолжилось это и в первые годы после большевистской революции. Старшие учителя и руководители школ выбирались местными советами и попечителями. Гражданская война и бедность 1920-х сильно сказались на жизни преподавателей теперь уже единой трудовой школы. В провинции они очень часто голодали, побирались, им приходилось заниматься посторонней, грязной и нелегальной работой. В городах участились случаи подработки частными уроками. Теперь преподаватели получали меньше, чем рабочие, в два раза меньше врачей и лесничих. Ущемлялись и их права: местные власти могли принудить преподавателей к различной деятельности, не связанной с должностными обязанностями, или просто уволить без веских причин. Изменилась биография типичного учителя — большинство теперь имело рабоче-крестьянское происхождение.

В 1930-х учителей приравняли к промышленным рабочим, что повысило их статус и, соответственно, улучшило их материальное положение. Но их средняя зарплата в последующие десятилетия всё равно продолжала отставать от сферы промышленности. Благодаря переориентации общего образования произошла так называемая академизация школы: уменьшение общественной работы и увеличение учебной. В начале этого десятилетия в России учителей стало в 1,5 раза больше, чем до революции. В 1935 году их число достигло 700 тысяч. Такой рост сопровождался проблемами в уровне подготовки — отмечались пробелы в знаниях выпускников техникумов и институтов. Профессия учителя окончательно стала массовой. До войны большинство из них были беспартийными. Коммунисты были, в основном, среди тех, кто преподавал общественные науки.

К концу советского периода численность работников школ наконец достигла миллиона человек. Они уже стали огромной социальной стратой, с которой встречались все жители страны. Портрет учителя разнился в зависимости от места работы. Городские школы могли себе позволить иметь на каждый предмет по учителю, сельские же общеобразовательные учреждения довольствовались малым.

Проблема нехватки учителей до распада СССР решалась распределением выпускников педвузов, а в современной России — попытками поднять престиж и доход молодых специалистов. Несмотря на трудности 1990-х, когда слово «учитель» у соотечественников стало ассоциироваться с бедностью, пик количества работников школ пришёлся как раз на 2000 год.

Сегодня мы становимся свидетелями новых реформ в системе общего образования, которые затрагивают и работу учителей. К привычным ставкам зарплаты добавляются программы стимуляции, которые ранжируют учителей по дополнительным параметрам их работы. Преподавательский состав стареет, что вынуждает привлекать в школы больше молодежи через повышение вознаграждений и расширение льгот. Государство постоянно пытается поднять уровень доходов учителей, сохранив их, как бюджетников, своей опорой. В современной России профессия учителя имеет не молодое женское лицо. Мужчин-учителей — всего 12%. Людей в возрасте до 30 лет — 13%, пенсионеров — 18%. Похоже, что мирный период истории — это самый большой дисбаланс, который ставит важные вопросы перед отечественным образованием о том, что делать дальше.

Александр Успенский

Также на “Йоде”:

Типичный урок

Поделись

2 комментария

  1. Пингбэк Преподаватель истории из Самарской области стал "Учителем года" - Йод

  2. Пингбэк Типичный урок - Йод

Оставить свой коммент


*

Поддержи нас

Если вам нравится наш сайт, поддержите нас, поставив лайк в одной из социальных сетей.